Люди, испытывающие хроническую бессонницу, могут сталкиваться с ускоренным снижением памяти и когнитивных способностей по мере старения, а также с изменениями в мозге, которые фиксируются при сканировании. Эти данные были опубликованы на сайте Medical Xpress.
В исследовании выяснилось, что у людей с хронической бессонницей — нарушениями сна не менее трех дней в неделю на протяжении трех месяцев и более — риск развития легких когнитивных нарушений или деменции оказался выше на 40%, чем у тех, кто не имеет подобных проблем. Это эквивалентно дополнительным 3,5 годам старения головного мозга. Тем не менее, это не доказывает непосредственную причинно-следственную связь между бессонницей и старением мозга, а лишь указывает на их связь.
«Бессонница сказывается не только на вашем самочувствии на следующий день, но со временем может негативно влиять на здоровье мозга. Мы обнаружили более быстрое снижение когнитивных функций и мозговые изменения, которые могут служить ранним сигналом или даже быть причиной будущих когнитивных нарушений», — прокомментировал автор исследования, доктор из клиники Майо в Рочестере (Миннесота), член Американской академии неврологии Диего З. Карвальо.
В ходе работы ученые наблюдали пожилых людей с сохранными когнитивными функциями — 2750 участников в среднем возрасте 70 лет — на протяжении 5,6 года. Среди них хронической бессонницей страдали 16%.
В начале исследования участникам задавали вопрос о том, больше или меньше обычного они спали в течение последних двух недель. Также ежегодно проводились тесты на память и мышление, а часть испытуемых проходила МРТ для выявления гиперинтенсивных областей белого вещества — зон, где мелкие сосуды могли повредить мозговую ткань, а также амилоидных бляшек — белкового накопления, связанного с болезнью Альцгеймера.
За время исследования у 14% людей с хронической бессонницей выявились легкие когнитивные нарушения или деменция. Для сравнения, среди тех, кто не страдал бессонницей, этот показатель составил 10%.
С учетом таких факторов, как возраст, гипертония, прием снотворных препаратов и наличие обструктивного апноэ сна, выяснилось, что лица с бессонницей имели на 40% более высокий риск развития легких когнитивных расстройств или деменции. Кроме того, они демонстрировали более быстрое снижение мыслительных способностей, что подтверждали тесты.
Выделили две группы бессонников: те, кто спал меньше обычного, и те, кто спал дольше. Первая группа изначально показывала более низкие результаты в когнитивных тестах, что соответствовало возрасту мозга, увеличенному примерно на 4 года. У них также больше обнаруживалось гиперинтенсивных зон белого вещества и амилоидных бляшек. Влияние амилоида было сопоставимо с влиянием гена APOE e4, известного как фактор риска.
С другой стороны, у тех, кто спал больше, в начале исследования чаще выявлялась гиперинтенсивность белого вещества. Некоторые категории участников были более уязвимыми — у носителей гена APOE e4 наблюдалось более быстрое ухудшение памяти и когнитивных функций.
«Наши данные свидетельствуют, что бессонница оказывает разное воздействие на мозг, вливаясь как на амилоидные бляшки, так и на мелкие сосуды, обеспечивающие мозг кровью. Это подчеркивает важность лечения хронической бессонницы — не только для улучшения качества сна, но и для возможной защиты мозга в процессе старения. Наши результаты дополняют нарастающее число доказательств, что сон — это не просто отдых, но и фактор сохранения здоровья мозга», — отметил Карвальо.
Одно из ограничений исследования связано с тем, что диагноз бессонницы основывался на медицинских записях, которые могли не отражать невыявленные случаи или степень тяжести симптомов.
Невролог, ведущий специалист сети клиник «Семейная» Марина Гаджиева рассказала «Известиям» 27 августа о сильной связи хронического стресса и бессонницы с риском сердечно-сосудистых заболеваний. По ее словам, при стрессовых ситуациях организм активирует древний механизм «бей или беги».