Анализ более 166 тысяч геномов россиян из различных этнических общин выявил различия в вероятности развития диабета второго типа. Специалисты из компании Genotek отмечают, что повышенная предрасположенность чаще выявляется у представителей азербайджанской этнической группы, тогда как у якутов этот риск минимален. Итоги исследования были опубликованы 12 декабря в «Газете.Ru».
«Генетика занимает ключевое место в развитии диабета типа 2. Это не заболевание одного гена, а результат множества мелких генетических факторов, действующих совместно. Осознавая полигенный характер диабета, мы можем более точно оценивать риски и предлагать персонализированные методы профилактики и терапии», — объяснил руководитель проекта и научный директор Genotek Александр Ракитько.
В ходе работы специалисты исследовали распространенность варианта гена TCF7L2 (rs7903146), который считается одним из самых значимых генетических факторов риска. Наличие двух аллелей типа Т увеличивает вероятность развития диабета 2-го типа вдвое по сравнению с носителями варианта CC.
Согласно данным, этот риск в большей степени характерен для азербайджанцев (16,03%), на втором месте армяне (15,16%), а за ними чеченцы (10,38%). Наименьшая частота наблюдается у якутов (0,14%) и башкир (1,1%). У исследованных корейцев вариации риска не были обнаружены.
«Генетическая предрасположенность — важная часть клинической картины, позволяющая оценить индивидуальные шансы на развитие диабета 2 типа. Однако даже при наличии риска гена ключевую роль в профилактике играют образ жизни, рацион и физическая активность. Полученные данные помогут более точно формировать предиктивные рекомендации для различных популяций и отдельных пациентов», — рассказала врач-терапевт Genotek, к.м.н. Марина Степковская.
Ранее, 8 декабря, в издании Medical Xpress указывали, что повышение температуры воздуха является не только климатической проблемой, но и фактором, который может замедлять раннее развитие детей. Было установлено, что экстремальная жара негативно влияет на достижение основных когнитивных навыков у детей в возрасте трех-четырех лет.