Нейропсихолог объяснила, как распознать дислексию у детей и взрослых


Как мозг воспринимает слова при дислексии и какие методы помогают бороться с ней

Люди с дислексией фактически не воспринимают слова в привычном виде, основная сложность связана с особенностями функций мозговых областей, отвечающих за распознание букв — превращение графем в звуки и координацию зрительного и речевого анализа. Об этом 2 октября сообщила «Известиям» кандидат психологических наук, психофизиолог и нейропсихолог Алена Мазина.

По ее словам, из-за этого процесс чтения становится медленным и прерывистым, буквы или слоги могут перепутываться и менять свое расположение. Кроме того, у многих с дислексией возникают сложности, которые усиливаются в ситуациях перегрузки, сильного волнения или усталости.

Мазина отметила, что это объясняется тем, что чтение требует повышенного внимания и когнитивных ресурсов, и при ослаблении общего контроля система начинает работать менее стабильно. Такой механизм и лежит в основе диагностики дислексии.

Диагностика проводится всесторонне и включает нейропсихологическое тестирование, оценку умений чтения и письма, а также анализ когнитивных функций, таких как память, внимание и зрительно-пространственное восприятие. Важно при этом отличать дислексию от педагогической запущенности или временных речевых задержек.

Нейропсихолог подчеркнула, что родителям следует обратить внимание на такие признаки у ребенка, как задержка в освоении букв, сложности с запоминанием звуков и чтение с ощутимым количеством ошибок и медленным темпом. Например, ребенок может заменять букву «б» на «д», пропускать слоги и особенно окончания, которые помогают ориентироваться в словах. Кроме того, люди с дислексией часто используют альтернативные стратегии — лучше опираются на зрительные образы, ассоциации и смысл, а не на форму слова, отмечает Мазина.

Также многие из них обладают хорошо развитым пространственным мышлением, творческими способностями и умением находить нестандартные решения. Существуют современные методики коррекции и специализированные образовательные подходы, благодаря которым обучение становится значительно проще.

В мае ученые из «Сколтеха» и Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН (ИВНД) экспериментально исследовали работу системы быстрой семантической обработки речи. Полученные данные помогли уточнить базовые принципы работы мозга и предложить новые способы лечения дислексии и других речевых нарушений. В частности, исследование показало, что осмысление прочитанного происходит уже через 150 миллисекунд, хотя ранее предполагалось, что процесс занимает гораздо больше времени.

Лента

Все новости