Многие родители обеспокоены тем, сможет ли их первоклассник успешно справиться с уроками и усвоить учебный материал. Такая тревога вполне обоснована, поскольку маленькие дети часто испытывают сложности с длительным сидением на месте. Однако причина может крыться не только в их природной активности, но и в недостатке таких навыков, как усидчивость. Об этом 13 августа рассказала «Известиям» старший врач-педиатр АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга), к.м.н. Екатерина Морозова.
Часто встречается состояние, называемое «гиперактивностью», которое может сопровождаться синдромом дефицита внимания. Это неврологическое нарушение затрудняет удержание концентрации на одном занятии дольше 20–25 минут.
«Если вы замечаете, что ребенку сложно сидеть на месте и заниматься одним делом, необходимо обратиться к детскому неврологу. Важно помнить, что гиперактивность требует внимания, но при правильном подходе помощь ребенку действительно возможна», — предупредила специалист.
Тем не менее, усидчивость не развивается у детей сама по себе, даже если нет подобных проблем. Эту привычку надо формировать постепенно, начиная с раннего детства, добавила терапевт. Главная роль в этом процессе принадлежит родителям — дети, с которыми занимаются дома с малых лет, легче адаптируются к учебе. Эффективный способ развития усидчивости — игры, способствующие развитию мелкой моторики. К примеру, сборка пазлов, конструкторные игры, рисование и лепка помогают детям научиться концентрироваться и оставаться на месте.
«В исследовании Университета Пенсильвании указано, что развитие навыков внимания и усидчивости у детей до пяти лет напрямую влияет на их успехи в начальной школе. Это улучшает самооценку, снижает уровень стресса и облегчает адаптацию к учебе. Для неподготовленных детей первые школьные годы могут стать серьезным испытанием», — отметила Морозова.
Кроме того, исследование выявило, что дети, активно развивающие мелкую моторику, например, через рисование и лепку, демонстрируют более высокие показатели усидчивости и концентрации в школе. Ученые подчеркивают, что именно такие простые занятия помогают легче воспринимать учебный процесс и подготовиться к школе.
По словам специалиста, для каждого возраста существуют соответствующие занятия, способствующие формированию усидчивости. В год ребенок уже умеет пользоваться обеими руками, может вкладывать формочки друг в друга, нанизывать кольца на пирамидку, рисовать карандашами. В два-три года рекомендуется заниматься пазлами, конструкторами, мозаиками. К четырем годам малышу становятся интересны дидактические игры: лабиринты, задачи на нахождение отличий или поиск предметов на изображении. В более старшем возрасте полезны занятия, требующие терпения и аккуратности: лепка, создание поделок из дерева, плетение, рисование по песку, а также шахматы и настольные игры.
Таким образом, регулярные занятия способствуют легкой адаптации к школьной системе и восприятию учебного материала. Главная задача родителей — не только создавать условия для развития у ребенка способностей, но и помогать формировать такие необходимые навыки, как усидчивость, внимание и сосредоточенность.
15 апреля Министерство просвещения РФ утвердило нормативы по времени выполнения домашнего задания для учеников начальной школы. Согласно ним, первоклассники должны тратить на домашние задания около часа, второклассники и третьеклассники — полтора часа, а четвероклассники — два часа.